Обзор игры Last Train Home
Не стой паровоз, громче пойте колёса
Каждая страна видит свою историю не так, как люди за её пределами. Острые углы сглаживаются, плохие факты игнорируются, ну или подаются под «нужным углом». Для чехов события 1917-1918 годов тоже выглядят не так, как для жителей бывшей Российской империи. Для нас это было восстание, предательство, грабёж и сильный урон, прокатившийся по ослабленной после Первой мировой войны и революции страны, скатившейся до гражданской войны. А для них — смена ориентиров и спасительное возвращение людей обратно. Last Train Home — игра, созданная чешской студией Ashborne Games, и если вы думаете, что там будет привычный вам взгляд на те события, то ещё раз перечитайте, где находятся разработчики.
В целом, это не так плохо, как кажется на первой взгляд. Всегда интересно посмотреть на историю под новым, непривычным углом. Можно даже представить, что действительно существовал поезд, заполненный исключительно добрыми чехами, чья цель была в помощи простым людям победить большевиков, которые только грабили и убивали своих земляков. Допустим! Допустим, примем это в рамках такого вот фантастического сеттинга, и пойдём дальше.
Итак, в центре сюжета у нас Путь. Последнему поезду чехословацкого легиона нужно добраться через всю страну до Владивостока на корабль, что отвезёт их домой. Однако уже вначале пути случается конфликт между ними и Красной армией, что и приводит к долгому противостоянию на всём пути. Чехам остаётся только отстреливаться, да помогать белогвардейцам, которые не против, чтобы у их врагов появились другие враги. Тут можно встретить и реальных личностей, и вымышленных, но интересных, а также поучаствовать в исторических событиях. Будет вам и золотой поезд, и царская семья, всего понемногу.
Игрок же должен управлять поездом: ускорять и тормозить, сортировать вагоны, улучшать их (и утеплять перед тем, как климат из мягкого сменится на морозный) и назначать людей на работы (готовка, изготовление, улучшение, лечение, ремонт и управление поездом). После остановки в любой точке можно отправить свободных людей на фуражировку по окрестностям железной дороги, собирать ресурсы и помогать жителям.
Иногда будут встречаться и миссии, и тогда игра превратится в тактику в реальном времени. Строительства баз тут не нет, но будут укрытия, захват точек и выполнение побочных задач (уничтожение, захват, сопровождение, доставка). Поначалу всё будет хорошо. Вы представите, что это Commandos, и попробуете свои умения в стелсе. Но очень скоро станет понятно, что перестрелять врагов в открытую, обходя с флангов и закидывая гранатами — это не менее эффективная тактика, особенно если у врага нет систем тревоги и тяжелой техники. Если есть, то ладно, можно тихо обходить, благо полной зачистки карты от игрока никто не требует.
Сложность состоит в том, что карты здесь больше, чем те зоны, по которым могут ходить солдаты игрока. На определённом этапе прохождения зона увеличивается, но всё равно не до конца. Иногда из-за её пределов будут приходить новые патрули и подкрепления, из-за чего тылы всегда остаются под угрозой, как бы хорошо ваши солдаты не чистили территории.
Возможно, это не самая интересная, продуманная и лишенная багов часть игры, но точно самая красивая. Российские города и деревни пусть и не очень географически похожи, но зато полностью соответствуют архитектурно. Покосившиеся деревянные домики вызовут некоторую ностальгию по утраченному русскому духу, а трехслойная грязь вместо дорог наверняка пробудит в вас что-то ещё более глубокое (как сама грязюка). Конечно, деревни мало чем отличаются между собой, а настоящие различия в образе старой России видны в более-менее крупных городах, где дороги вымощены булыжником, стоят большие кирпичные фабрики и высотные храмы (практически все либо сожжённые, либо разграбленные).
Стоит поговорить и про ваших подопечных. Их количество ограниченно, и умереть они могут окончательно и бесповоротно. Кроме того, их нужно кормить, греть, вооружать, успокаивать (сигареткой да водкой) и лечить в вагоне-госпитале. Каждый из них — личность, и может не только влиять на диалоги, но и на весь геймплей. Алкаш вряд ли сможет метко попадать по целям, так что спаивайте свою команду в кабаках с очень большой осторожностью.
Last Train Home — сложная штука, и дело даже не в геймплее. В неё сложно будет играть тем, кто не любит, когда историю приукрашивают, и делают не самых приятных на свете людей максимальными добряками и альтруистами. Здесь же минимум о преступлениях, максимум о доброте, самопожертвовании и вынужденных вещах ради выживания. То есть, если Красная армия обдирает селян — то красноармейцы сволочи, а если чехи «лутают» что-то у селян по домам, то это добровольное пожертвование и поддержка сочувствующих. Паршиво? Да. Но такая вот игра, которая похожа на действительность, где каждый тянет одеяло на свою сторону кровати.
Так что остается наслаждаться геймплеем, его хардкорностью, продолжительностью и разнообразием ситуаций. Этого тут всего в избытке, и оно способно принести куда больше удовольствия, чем ближайший аналог игры «Партизаны 1941», в котором каждый элемент был интересен, но работал очень так себе.