Обзор игры The Inquisitor
Польская инквизиция
Чем вдохновлялась команда, создававшая «Инквизитора», понять несложно — вон, в уголке стоит хмурый среброголовый мужик из игры по мотивам известной серии. Рецепт же простой: бери популярного в Польше автора, делай на основе его творений игру, пожинай лавры. Увы, при реализации плана что-то явно пошло не так. Создаётся чёткое ощущение, что разработчики хотели усидеть на всех стульях сразу, но ни опыта, ни людей просто не хватило. Здесь вам и сражения, и решения загадок, и детективные расследования, подслушивания, подкрадывания и чего только нет. Проблема в том, что не всё из этого одинаково хорошо работает.
Но перед тем как погружаться в лужицу механик, поговорим об истории. Здесь она построена на одной простой предпосылке. Иисус не умер, а сошёл с креста и покарал всех и вся, чем и пустил историю несколько по другому пути. Главный герой — Инквизитор по имени Мордимер Маддердин. Человек, которого боятся и уважают, а его полномочия широки и почти неограниченны. Мордимера приглашают в небольшой городок, чтобы разобраться с каким-то мерзким вампиром, но сразу после прибытия он впутывается в местные дрязги и надолго забывает о кровососах.
Игра моментально погружает в…2000 годы, будто и не было всех этих лет. Это выражается и в графике времён заката PS3, и в общем исполнении. Например, на приключение отдан крохотный город, разделённый на несколько районов экранами загрузки. Из развлечений предоставлены небольшие молельни, всевозможные бумажки, которые можно почитать, и, собственно, всё. Люди вокруг небезуспешно пытаются создать иллюзию жизни, общаться с ними нельзя, но это именно что иллюзия, а игра предполагает чёткое следование сюжетной линии.
Процесс расследования, несмотря на выборы, линеен и намертво привинчен гвоздями. У героя есть журнал, который чётко реагирует на любые события. Туда добавляются текущие задачи, описания персонажей и предметов. Инвентаря не завезли, да он и не нужен — благо главные орудия Инквизитора, святое слово да верный меч (ну и специальный мешочек с неким алхимическим веществом) всегда под рукой. Молиться герой умеет, даже не сбавляя шага, что позволяет увидеть нычки и направление к цели — ну, покуда благодать не иссякла, восстанавливаемая в упомянутых выше молельнях.
Сюжетные диалоги тут разбавляют рядом разных способов. То внезапные QTE врубят, прилетевшие прямиком из времён Heavy Rain — со всеми их раздражающими хитрыми зажиманиями энного количества клавиш разом и выстукиваниями ими же по таймеру. То предложат осматривать трупы, прямо как Шерлоку Холмсу из серии известных игр. Или подслушивать, присев где-нибудь на скамеечку, выпустив свой дух погулять и найдя, чьему диалогу стоит уделить особое внимание. В целом подобные моменты (появляющиеся, повторимся, строго в чётких сюжетных моментах) у авторов даже получились, но им этого показалось мало.
Порой герою приходится драться, и… лучше бы он был пацифистом. Боевая система проста: сильный и слабый удары, блок, идеальное парирование. Плюс можно три раза за бой использовать специальный порошок, либо полечившись, либо кинув в глаза противнику. Собственно, всё, но даже на таком простом основании можно построить что-то зрелищное. Авторы не смогли. Драки унылы, неуклюжи и выглядят так, будто вы не просто находитесь в боевике категории Б, а в его массовке на третьем плане — где вместо бушующих страстей идут лишь вялые толкания в ожидании команды «стоп, снято». Скучно.
Но это даже не самое унылое. Большая часть фрустрации от The Inquisitor спрятана в ином мире. Морди умеет туда уходить, чтобы выведать особо важные моменты. Это отдельный мрачный уровень в семи мало отличающихся вариантах, созданный из каких-то засаленных декораций, которые годами валялись на складе, покрывались пылью и тихонько подгнивали. Цель занырнувшего туда (светящегося, что новогодняя ёлка) героя — найти пять фрагментов воспоминаний, чтобы из них сложилась картина происходящего. Кусочки лежат на островах, к которым ведут дорожки, вырастающие прямо походу движения. Они — самое эффектное, что тут есть. К каждому кусочку ещё надо добраться. Вокруг тьма, бродят мерзкие твари, а сверху летает тентаклиевый монстр и периодически палит прожектором всё вокруг. В общем, прячемся по углам, во тьму не залазим, избегаем взгляда летающей твари. Данные моменты движут весь сюжет и являются самой сложной и занудной частью игры. Причём в теории-то оно должно быть интересно: герой прокачивается с каждым новым заходом, обретая всё новые возможности (вплоть до телепорта на небольшие расстояния), враги тоже не сидят на месте… Увы, теоретическая интересность ломается об общую кривость (скажем, можно случайно слететь с мостков и помереть) и всё ту же слебенькую боёвку.
Собственно, с общей кривостью и устаревшим дизайном кое-как примиряет лишь сюжет. Он не то чтобы сильно хитроумный или закрученный, но сам сеттинг и его законы порождают интересные события. Местный палач надевает странную маску и слетает с катушек, начиная разговаривать стихами и безжалостно всех изощрённо казнить в подземельях тюрьмы. Герой случайно спасает собаку и наглую девчонку-попрошайку, которая за мзду малую начинает ему помогать — благо хорошо знакома со всеми достопримечательностями города от тюрьмы до борделя. Кругом вьются подозрительные личности со своими мутными планами — будь то архиепископ, бургомистр или богатая дама, собирающая всякие древние редкости. Герою же предстоит в этом затхлом пруду выживать и плодотворно работать — что даже бывает вполне занимательно.
По-хорошему из The Inquisitor стоило делать либо камерную RPG уровня «Ведьмака 2», либо симулятор ходьбы с развилками и перевешанными на QTE драками. Обе крайности, как показывает практика, вполне жизнеспособны. Студия The Dust же сделала некую смесь, слегка пригорелую в одних местах и не пропёкшуюся в других, а потому не шибко вкусную. Пока испанскую инквизицию никто не ждёт, инквизиция польская просто проходит никем незамеченной. И, увы, не без причин.