Обзор игры The Thaumaturge
Демоны, курва!
Если Seven, первая игра Fool’s Theory (очередных выходцев из CD Projekt RED) была этакой интересной, но не всем пришедшейся по вкусу солянкой из надёрганных отовсюду идей, то при работе над The Thaumaturge ребята решили вдохновляться родной историей. Ну, её альтернативной версией, где в начале XX среди мировых проблем значились не только закипающие в Российской империи революционные настроения, но и… демоны, цепляющиеся к изъянам в характерах простых людей и вынуждающие тех творить всякую дичь.
Помимо же демонов (здесь — Салюторов) в повествование введены указанные в названии Тауматурги — товарищи, умеющие Салюторов видеть и приручать, а заодно узнавать информацию с остающейся на вещах ауры. Сами понимаете, играть вам предстоит за одного из этих Тауматургов. Не простого, правда. Гордец Виктор Шульский чуть не сошёл с ума, когда попытался нарушить правила и приручить себе второго демона, но потом познакомился небезызвестным Григорием Распутиным и научился-таки себя одним Салютором не ограничивать.
Начавшись с небольшого городка на Кавказе, история затем переходит в Варшаву образца 1905 года. Поначалу события развиваются приземлённо — с семейных проблем и расследования гибели отца Виктора. Но потом повествование разгоняется и быстро скатывается к мировым проблемам. Польшу лихорадит. Приезжает Николай II собственной персоной и назначает нового губернатора, который не любит ни евреев, ни Трауматургов, зато с
жёсткими мерами решения проблем дружит очень активно. Страна медленно, но верно закипает, а на свет божий постепенно начинают выползать разнообразные заговоры.
Не исчезают при этом и разнообразные события меньшего масштаба. То усыпальницу бати кто-то осквернит, то из-за планов сестры на высшее общество приходится лезть в местный бомонд, то в трущобах объявится маньяк по кличке «Рыбак», который режет мужиков и бросает их трупы в воду с крючками во рту. События чрезвычайно интересны и нарастают, словно снежный ком — разбираться хочется прям-таки во всём.
Разбираться можно, в частности, через геймплей. Виктор может бродить по окрестностям и искать различные предметы, чтобы через них узнавать мысли контактировавших людей. Именно это, пожалуй, и является основной изюминкой игры. Правда, здесь вам не игры про «Холмса» — требуется лишь находить зацепки, а уж выводы из них герой сделает сам. Роль игрока проявляется в другом — в принятии решений, ведущим к различным финалам для квестов (нелинейность!). А само исследование локаций поощряется нахождением не только улик, но и, например, объявлений с новыми побочными квестами или банальным раскрытием небанального сеттинга.
Есть в The Thaumaturge и экшен — это вам не Disco Elysium (хотя участие в нём можно, при желании, сводить к минимуму). Система сражений пошаговая и не очень сложная, но предсказуемо завязанная на использовании Салюторов. Если в диалогах демоны банально позволяют уговорить человека сделать то, чего он делать не хочет, давя на их слабости, то в бою они честно бьются с Виктором на одном поле: и атакуют, и особенности врага (типа регенерации) снимают — если подобрать Салютора, соответствующего его изъяну. Количество Салюторов в копилке героя постепенно растёт, а у ударов появляются усиления, так что какой-никакой простор для тактики и разнообразия сохраняется. Плюс есть уникальные сражения, где надо новых Салюторов ловить — этакие схватки с боссами, вынуждающие активно планировать свои действия, чтобы не откинуться от насылаемых проклятий типа кровопотери раньше времени.
The Thaumaturge собран на Unreal Engine 5, а потому вполне себе симпатичен. В первую очередь тут подкупает множество мелких деталей. Разработчики рьяно наполняют комнаты всевозможными вещицами, что придаёт каждому помещению свой вид — будь то поместье Шульских или какой-нибудь бордель. Варшава того времени выглядит очень провинциально, много грязи, валяются какие-то доски, тут и там что-то строится, а когда ещё и дождь зарядит, то впечатление складывается и вовсе мрачное. Зато со всевозможными эффектами тут всё в порядке, как и с людьми на улицах. Плюс есть смена дня и ночи, что тоже влияет на картинку, а также на некоторые задания. Разве что в зеркала лучше не заглядывать — тайное умение построения отражений без RTX большинство разработчиков как утратило годы назад, так до сих пор и не вернуло.
На второй раз у авторов Seven получилась намного более сфокусированная игра с кучей своих особенностей, которые нескучно использовать. Симпатичная графика, интересный захватывающий сюжет, простая, но затягивающая боевая система — все слагаемые хорошей игры налицо. А ещё тут в самом начале один из рабочих на русском, но с польским акцентом посылает на три буквы нового губернатора, стоящего на сцене рядом с Николаем II. Сразу настраивает на правильный лад. Любителям крепко скроенных RPG с упором на историю The Thaumaturge всячески рекомендуется. Разве что стоит понимать, что рассказывают альтернативную историю выходцы из Польши, а это неизбежно приводит к результатам, которые будут приятны не всем…