Рецензия на фильм «Бременские музыканты» (2024) — трейлеры, дата выхода
Бездарные музыканты
На свете мало ремейков, экранизаций и прочих адаптаций, которые способны так же сильно выбесить поклонника оригинала, как это делают новые «Бременские музыканты». Если вам казалось, что современный «Дисней» попутал берега и творит страшную дичь в «Русалочке», «Питере Пене» и грядущей «Белоснежке» — просто посмотрите кино Алексея Нужного, и уровень нелюбви к современной мышиной империи сразу упадёт до разумных пределов.
Если в подробностях рассказывать о том, почему «Бременские музыканты» — это очень плохая киноадаптация любимых мультфильмов, то можно исписать десятки страниц и с лёгкостью защитить докторскую на тему «Как натужно гадить на исходный материал, не меняясь в лице», поэтому пробежимся тезисно (да, за подобными утверждениями обычно следуют километра текста, но тут уж как повезёт).
Совершенно очевидно, что сценаристы отечественного блокбастера то ли не видели мультдилогию 1969-1973 годов, то ли искренне её презирают, поскольку изо всех сил постарались не оставить от оригинального сюжета, персонажей и даже, держитесь за стулья, песен живого места.
Местная принцесса обладает стервозным характером и манерой речи типичной инстасамки, не чурается эксгибиционизма и поначалу использует Трубадура со товарищи как подходящее средство вырваться из дворца. Если вы ожидали каких-то высоких чувств, любви с первого взгляда и прочей дребедени — забудьте, этот момент, конечно, приличия ради оставлен, но сыгран до того неубедительно, что от собственных воплей «Не верю, блин!» можно охрипнуть.
Трубадур в исполнении Тихона Жизневского — это местный не то что сказочный дурачок, а настоящий конченый идиот, который, несмотря на длительную отсидку в бременской тюрячке, совершенно не понимает, что происходит вокруг, и позволяет отдельным персонажам всё экранное время водить себя за нос. Зато это Тихон «Майор Гром» Жизневский, и большую часть восторженных отзывов на фильм в Сети можно смело списывать на его обнажённый загорелый торс, который ещё долго будет сниться фанаткам актёра во влажных снах.
Атаманшу создатели «Бременских музыкантов» пытаются выставить то манипуляторшей с прокуренным голосом, то несчастной женщиной с прокуренным голосом, то злодейкой с прокуренным голосом, то добрячкой с прокуренным голосом, то заботливой приёмной мамашей с прокуренным голосом, то расчётливой сволочью с прокуренным голосом. Главное в её характере — это вышеупомянутый прокуренный голос, который мало того, что не вызывает у зрителя ничего, кроме недоумённого взгляда, но ещё и начисто портит одну из песен.
Подопечные атаманши Луизы — это какой-то совсем уж потрясающий по своей невменяемости выводок сначала детишек, а потом взрослых образин, которые под конец фильма творят неприкрытые злодеяния, вызывающие в памяти концовку «Истории игрушек 3» (и окончательно убивающие «Бременских музыкантов», которые просто не могут выдержать такого сравнения), но за несколько минут до финальных титров в прямом смысле этого слова очищаются и обеляются. Логика повествования? Цельность характеров? Ответственность персонажей за свои поступки? Нет, извините, не слышали.
Гениальный Сыщик в исполнении Хабенского с помощью специальных очков видит то ли прошлое, то ли истинную суть вещей (в фильме это внятно не объясняется, равно как и происхождение такого чудо-устройства), время от времени выставляет себя клоуном и мечется от типажа Большого Любителя Денег до образа Борца за Справедливость (с придурью).
Наконец, гвоздь программы, титульные антропоморфные Бременские музыканты, — это одновременно и монстры из детских кошмаров, и заштатные актёры из деревенского ТЮЗа, которым сценаристы картины зачем-то напрочь переписали характеры и попытались придать больше мотивации, но с треском сели в лужу. Да-да, ту самую, в которую по-очереди улетают многие герои «Бременских» после «королевского пендаля» (знакомьтесь, кстати, местный типа-юмор).
А поскольку сценарий наспех варганили чудовищные бездари, то ничего умнее и банальнее, чем «Псу нужен хозяин, Кошка боится признаться, что привязалась, Осёл туповат и труслив, а Петух стыдится, что он Петух», они не придумали. Чтобы недалёкий зритель ни в коем случае не запутался в этих сложных философских измышлениях, на всякий случай их проговаривают несколько раз за фильм — иногда прям открытым тестом, для конченных трубадуров.
Теперь представьте подобных одномерных персонажей, на которых нацепили жуткие внешне и дико неудобные «маски» (на деле это грим и аниматроника), не отражающие не одной эмоции, из-за чего бедолагам приходится очень активно жестикулировать и без конца орать благим басом. Представили? Ужаснулись? То-то же. А вы ещё жаловались на ультрареалистичных и потому не очень эмоциональных компьютерных зверей в «Короле льве». Покайтесь, безбожники!
Пожалуй, единственными вменяемыми и похожими на своих прототипов героями повествования оказались Король и его охрана. По забавному совпадению именно их песни пострадали от кинематографистов меньше всего. «Дуэт Короля и Принцессы» уместен и неплохо исполнен, а к «Песне охраны» вообще практически не прикопаться — киношные охранники и выглядят, и звучат точь-в-точь как мультфильме. Из сносных номеров можно отметить, пожалуй, ещё «А как известно, мы народ горячий» и «Песню друзей», но на этом список приличных каверов заканчивается. И начинается неприкрытое издевательство над классикой.
На роль придворного музыканта позвали Макса Фадеева, но то ли по ошибке, то ли из злого умысла переключили его в режим «Фадеев банальный». Ни для кого не секрет, что у великого композитора Всея Руси есть два режима творчества: в одном он пишет хиты для Линды, «Серебра», Total и молодого себя, а в другом — для Наргиз, себя сильно постарше и прочей оголтелой попсы.
Увы, зрители «Бременских музыкантов» познакомятся только со второй, тёмной ипостасью Фадеева. Ни одна из то ли пяти, то ли шести (в этом болоте очень легко запутаться) новых вещей композитора физически не способна хоть как-то запомниться зрителю, потому что подобных песенок он за свою жизнь послушал как минимум три миллиона. В слова можно не вслушиваться — от банальности текстов аж скулы сводит. Впрочем, что вы ещё ждали от композиций с названиями типа «Кто здесь прячет любовь» и «Гимн любви»? Воистину, если не можешь убедительно показать высокие чувства на экране, попробуй спеть про них несколько раз кряду — вдруг прокатит?
Впрочем, есть и треки, которые лучше не слушать во избежание психологических травм — к таким относится недошлягер «Ку-Ка-Ре-Ку» и обморочное «Мы не напугаем», дополняющее «Песню разбойников». Нет, серьёзно, поберегите свои уши и мозги — они у вас и так настрадаются на протяжении всех «Бременских музыкантов». Ведь чтобы фадеевское творчество не выглядело совсем уж убогим на фоне старых песен, было принято стратегическое решение большую часть из них измордовать, унизить, а где-то даже немного снасильничать.
«Серенада Трубадура», она же «Луч Солнца золотого» звучит за весь фильм, по ощущениям, раз пятьдесят и под конец успевает окончательно задолбать. Трубадур поёт её то своей маме (Фадеев, алло!), то принцессе, то детским голосом, то взрослым, то от счастья, то в ожидании смерти, то целиком, то кусками — в общем, создатели фильма решили сделать «Серенаду» местным гимном всему и напрочь лишили её той самой магии, которой она обладала в мультфильме.
Некогда забойные «Звёзды континентов» первую половину звучат просто никак, потому что это обусловлено сюжетом. Да, во второй половине песня немного оживает, но время уже упущено, и вытащить номер с уровня «Опять никак» уже не удаётся.
«Песню гениального Сыщика» Хабенский не поёт, а проговаривает, потому что ну вообще не певец. В принципе, подобную критику можно направить и в адрес большинства песен, спетых Трубадуром и Принцессой — да, Жизневский и Ляпина стараются как могут, но выше природных данных прыгнуть не способны чисто физически. Сравнивать их голоса с голосами Магомаева, Анофриева и Жерздевой — это даже как-то нечестно. Куда, ну вот куда делась славная традиция приглашать настоящих певцов на переозвучку музыкальных номеров?
Но больше всех, конечно, пострадала горемычная «Песня разбойников». Её Мария Аронова (отличная, к слову, актриса, оказавшаяся не на своём месте) то ли хрипит, то ли сипит, то ли бухтит — пёс её разберёт, но слушать невозможно. И когда вам кажется, что этот кошмар уже закончился, потому что песня подошла к своему концу, в дело вступает хор разбойников, которые зачитывают такую адовую рэпчину, что если бы вы услышали её в такси (иногда пассажирам приходится слушать всякую дрянь), то выпрыгнули бы на ходу из машины, в полёте поставили бы водителю «кол» и успели бы вытрясти из техподдержки промокод на тысячу рублей за моральные страдания. Почему то же самое нельзя сделать в кино — вопрос отдельный.
Вы спросите — а что же легендарная «Колыбельная песня» с не желающим спать у стенки Ослом и полушансонная «Вторая песня разбойников», где романтики с большой дороги жалуются на свою бестолковую и горемычную жизнь? А ничего — не влезли то ли в хронометраж, забитый фадеевскими нетленками, то ли в гениальный сюжет про переход власти в одном европейском городке из рук одного идиота в руки другой идиотки с помощью третьего идиота.
Так и видится, как сценаристы фильма, придумав очередной умопомрачительный поворот сюжета типа «Как вывести из повествования маму Трубадура, не привлекая внимания санитаров», довольно хихикают и одобрительно похлопывают друг друга по плечу:
— Коллега, браво, да вы гений! Куда до вас Энтину, Ливанову и даже самим братьям Гримм!
— Бросьте, коллега, я просто скромный работник пера и топора.
И если по всему вышеописанному вам показалось, что главная провинность киношных «Бременских музыкантов» — в том, что их создатели искренне ненавидят оригинальные мультфильмы, то отчасти это, конечно, так. Бездарных киноделов, которые тянут свои загребущие ручонки к классике, которую то ли не понимают, то ли презирают, то ли считают устаревший, давно пора бить по этим самым рукам со всей мочи, а то и прибегать к старым методам наказаний воров и прочей шушеры.
Но вторая и, пожалуй, главная проблема катастрофы под названием «Бременские музыканты» — просто вопиюще низкое качество сценария, режиссуры, актёрской игры, грима, визуальных эффектов, сведения звука и далее по списку. Эта поделка является квинтэссенцией всего плохого, что есть в отечественном кино. Можно биться об заклад, что люди, которые российские фильмы смотрят только в обзорах Евгения Баженова, представляют себе наш кинематограф именно так. И попробуй убеди их в обратном — после таких-то шедевров.
К слову, на своё детище Алексей Нужный потратил 1,2 млрд рублей — в полтора раза больше, чем ушло на жанрово родственных и куда более качественных «Чебурашку» и «Конька-горбунка» и аж в два раза больше, чем на великолепное «По щучьему велению». Как можно было так бездарно разбазарить деньги, на которые коллеги по цеху способны снять сразу два замечательных фильма — ещё один вопрос, которые наверняка останется без ответа.
Собственно, лишь существование вышеупомянутых и куда более творчески состоятельных картин не позволяет поставить на едва зарождающейся кинотрадиции экранизировать русские народные сказки и советские народные мультфильмы жирный крест. Хотя «Бременские музыканты», безусловно, сделали для этого всё возможное.