Рецензия на фильм «Марвелы» / The Marvels (2023) — трейлеры, дата выхода
Но тут со дна постучали
Тридцать третий фильм киновселенной Marvel нагружен под завязку. Трио супергероинь, сюжетные связи с сериалами «Локи» и «Вандавижн», продолжение «Секретного вторжения», Ник Фьюри и скруллы, новая шпионская организация М.Е.Ч., завязка для юных «Мстителей», развитие Саги мультивселенной — чего только в этом фильме… нет.
А ведь могло получиться неплохо. Кэрол Дэнверс, Камала Хан и Моника Рамбо — как и в комиксах, три воплощения одной силы, три носителя имени Марвел — идеальное сочетание для командного кино. Благодаря аномалии девушки меняются местами, когда используют способности — вот вам простор для изобретательного экшена. Космическая тема, заданная Джеймсом Ганном и развитая Тайкой Вайтити, — неиссякаемый источник ярких визуальных приёмов. Злодейка с переходящим молотом Кри и благородной миссией разрушения мира — не Танос, конечно, но есть с чем работать. Наконец у вас есть Ник Фьюри, напрямую связанный с Капитаном Марвел. Ник, мать его, Фьюри! И котики! Но чуда не произошло. Давно не было так стыдно… Нет, никогда так не было стыдно за киновселенную Marvel.
Фильм начинается с оммажа «Звёздным войнам» и как будто пытается им подражать: трое героев на межзвёздном корабле воюют с разрушителем планет… Вот только режиссёр Ниа Дакоста далеко не Джордж Лукас. Такого позора КВМ ещё не знала.
С первых же минут в глаза бросается дешевизна происходящего. Павильонные съёмки настолько халтурные, что вместо лунного света на пустынной планете видно свет прожекторов на картонных декорациях и не менее картонных статистах. Масштабные по задумке локации выглядят мелко, пусто, безжизненно. Галактика сжимается до размеров ангара, и это печально.
Не получаются ни кадр, ни свет, ни нарратив. Актёры ведут себя неестественно, а пара удачных драк — явно не заслуга постановщицы. Бри Ларсон и Сэм Джексон тащат, мастерство не пропьёшь, но работать с актёрами оскаровского калибра тоже надо уметь. Главная злодейка, имени которой никто не запомнит, лишь злобно пучит глаза. Может, где-то Зави Эштон и умеет играть, но явно не здесь. Если создатели хотели изобразить женскую версию Ронана Разрушителя из «Стражей галактики», то крупно просчитались.
У «Марвелов» было три сценариста, и это заметно. Они как лебедь, рак и щука — каждый тянет историю в свою сторону, делая в сюжете столько дыр, что через него можно отбрасывать макароны. Экспозицию проговаривают, почти ничего не показывая и явно рассчитывая на подготовленного зрителя. Тем же, кто не смотрел предыдущие серии, откровенно не позавидуешь. А как было бы здорово увидеть, а не услышать, почему Кэрол и Моника не разговаривают, какой зуб точит на Кэпа антагонистка и зачем ей браслеты Мисс Марвел, вместо шаблонной тренировочной нарезки проследить, как героини раскрываются и учатся работать в команде. Нет, взамен нам подробно покажут, почему Капитан Марвел теперь диснеевская принцесса и как размножаются флеркены.
Как кино до этого докатилось? Увы, даже Фьюри не ответит, ведь всё что теперь может некогда грозный лидер Щ.И.Т. — таскаться по локациям, глупо шутить, учить Монику Рамбо летать на чёрной женской магии и, не вставая с кресла, отстреливаться от врагов. Хорошо бы при этом не пальнуть в Мисс Марвел и её вездесущее семейство. Зачем родителей и брата притащили на космическую станцию, если они одной шваброй уделывают воинов Кри прямо у себя в гостиной в Джерси? Ребята явно могут за себя постоять.
Сама маленькая мисс чудо в исполнении Иман Веллани честно старается быть жизнерадостным и восхищённым всем подряд подростком. Камала забавная, боевая и искренняя, и даже не жалко простить ей за это глупую драку шарфом и неловкий экшен. Практичная и хладнокровная героиня Тейоны Паррис могла бы хорошо оттенить двух более легкомысленных подруг, вот только «капитан Заноза» по большей части раздражает.
Досталось даже милашке Гусе. Рыжая котейка-флеркен была звездой первого фильма и интригующим, буквально ключевым элементом истории Фьюри. Теперь это мать кучи «котят из машины», предназначенных лишь для нелепого спасения космо-«Титаника» в нужный сценаристу момент. Звезде корейских экранов Пак Соджуну можно только посочувствовать — попасть в киновселенную Marvel, чтобы сыграть проходного поющего принца, стыд и позор.
Но грязнее всего кино обошлось со своей титульной героиней. Кэрол Дэнверс превратили из умной и смелой лётчицы, поборовшей систему, в легкомысленную дурочку без задней мысли, «аннигиляторшу» цивилизации, предательницу друзей. Помнится, другой капитан, Америка, говорил: «Мы не торгуем жизнями». Капитан Марвел в этом фильме вполне торгует. Хуже того, трусливо бросает целую колонию Скруллов на погибель, спасая себя. Та самая женщина, которая обещала найти им новый дом. Что ж, по версии Нии Дакосты, большая сила не равна большой ответственности.
«Киновселенная Marvel» — когда-то звучало гордо, только с выходом «Капитана Марвел 2» звук явно начал исходить откуда-то снизу. Кино сгубил отнюдь не сугубо женский состав — про женщин можно снимать интересно! Но нельзя заставить зрителей полюбить героинь, которые им глубоко безразличны, ничего для этого не сделав. В фильме нет ни вменяемой истории, ни связи с мультивселенной, ни полюбившихся персонажей — только дырявый сценарий и бездарная постановка.
«Марвелы» стали аннигиляторной пушкой киновселенной, уничтожив всё хорошее, что досталось им от предшественников, и окончательно превратив «Мстителей» в пародию на самих себя. Теперь у Кевина Файги есть только два пути: съесть свою кепку или очень крепко призадуматься. К счастью, второе уже, кажется, происходит.