Рецензия на аниме «Планета» / Planet With (2018) — трейлеры, дата выхода
Planet Express
На самом деле, единственное, что нужно знать о сериале с диковатым названием «Планета», — это то, что он действительно стоит просмотра. С рядом оговорок, конечно, о которых ниже.
В первую очередь «Планета» — бальзам на душу тем, кто соскучился по временам, когда в аниме балом правила фантастика, ведь сериал ближе всего именно к сай-фаю старой закалки (не стесняясь при этом постмодернистских заигрываний с формой). Начало истории ловко балансирует на грани между банальщиной и сюром: в наличии протагонист околошкольного возраста с амнезией, живущий в компании гигантского лилового кота и зеленоволосой горничной, одновременно являющейся переводчиком с кошачьего, а также инопланетяне, с мутными намерениями насылающие на Землю гигантские объекты, выглядящие так, что единственным точным описанием первого визитёра служит разве что словосочетание «рукожопый монстр». И наконец, команда супергероев, способных создавать из ничего звероподобных мехов, доблестно побеждающая понаехавших с задворок галактики рукожопов. И вот сидишь ты и думаешь, что избранный сейчас вскочит на белого коня, присоединится к спасению мира и всё пойдет по накатанной… Ага, держите карман шире: едва к протагонисту возвращается память, как он отправляется раздавать люлей спасителям человечества…
И вот так, собственно говоря, все двенадцать эпизодов, которыми верховодят их величества сценарий и экшен. Как литературное произведение «Планета» не содержит ни капли лишнего жира, а сюжетный состав несётся как сумасшедший, не пытаясь притормозить на поворотах до такой степени, что порой напоминает синопсис. И рано или поздно приходит понимание, что перед тобой тот редкий случай, когда притормозить как раз и можно было бы, обрисовав личности ключевых персонажей (а их здесь фактически не один и не два) чем-то обладающим большей художественной силой, нежели пара-тройка флешбэков. К сожалению, даже Соя Курои, главный герой, весь сериал остаётся просто двигателем сюжета — зрителю так толком ничего и не рассказывают ни про его прошлое, ни про семью, ни про родину, а амнезия и вовсе не несёт никакой смысловой нагрузки, проходя уже к концу первого эпизода. Вообще, под нож пущены все второстепенные сюжетные линии, которые совершенно очевидно требуют под своё развитие отдельные арки, но сжатый хронометраж оставляет от них только куцые намёки. Выходит не ахти — см. пункт про амнезию.
Правда, осознание всех этих вещей приходит уже потом, когда тебя вышвыривают из экспресса под названием «Планета» на каком-то захолустном полустанке — то ли «Гаремное», то ли «Попаданцево», а ты стоишь такой и охуеваешь: а сейчас вообще принято так снимать? Потому что пока за окнами мелькают ураганные схватки между местными звероботами и исполинские корабли в виде котов и собак (а также кроликов, лисичек и прочей живности — местные алиены поголовно склонны к анимализму), герои мечутся от одного оттенка светлой стороны силы к другому и даже умудряются изрядно повзрослеть, а хиппи-пришельцы в лучших евангелических (в том самом, не библейском смысле) традициях несут избыточно неугомонным землянам мир и спокойствие, обращать внимание на всякую ерунду не успеваешь. Особенно когда тебе с завидной регулярностью наливают Cosmos Matanabi Z, после которого никакие лиловые коты странными уже не кажутся. Ведь несмотря на прокрустово ложе хронометража, «Планета» без лишней зауми, но с иронией рассказывает действительно умную и интересную историю.
И вот когда поездка заканчивается и ты глядишь на издырявленный светом давно мёртвых звезд и покрашенный парадоксом Ольберса в непроглядную темень небесный купол, начинаешь вспоминать все эти мелкие несуразицы и убеждать себя, что, мол, и режиссёр не смог (да и не мог смочь — до этого-то он снимал то про полураздетых девок, то про гигантские боевые колобки), и студия денег пожалела (а иначе чего только двенадцать эпизодов и графон местами странный?), и курили на съёмках всем кагалом какое-то мумиё (отчего межзвёздное сообщество выглядит натурально зоопарком из кодомо средней паршивости, да и ведёт себя местами как стадо баранов), а основные идеи и вовсе у Кларка с Хайнлайном спиздили…
Вот только херня всё это. Неубедительно. Потому что «Планета» хороша всем тем, чем она хороша, и болтающийся в конце состава вагон опилок погоды не делает. Да, было бы лучше, если бы авторы потрудились объяснить, почему инопланетная принцесса даже по родной планете бегает в костюме горничной, отчего высокоразвитый пришелец выглядит как огромный фиолетовый кот с панцуманией и что это за инопланетное топливо такое, от которого потом у пилота некобота бывает жуткий бодун. А главное — зачем было постоянно зажимать котлеты для Курои. Но не объяснили. И да, это создаёт лёгкий когнитивный диссонанс. Потому как оболочка легкомысленная, а внутри всё смертельно серьёзно, ибо в основу сюжета положены размышления о том, где находится тот предел силы, за которым Супермен становится Думсдеем, и есть ли у кого-нибудь моральное право заковывать его в криптонит, пока он таковым не стал. Примите это как данность, как, к примеру, тот факт, что вселенная состоит из вибрирующих квантовых струн.
Главная проблема «Планеты», на самом деле, в другом — она глубоко вторична по сравнению с массой более ранних аниме, начиная от «Евангелиона» и заканчивая его антиподом «Гуррен-Лаганном». Ценителям винтажа на ум сразу придут ещё два представителя классики: «Мелодия забвения» и «Гэд-страж». От первого «Планета» унаследовала сюрреалистичность подачи при серьёзных сюжетных щах, а от второго — ту самую проблему Супермен/Думсдей (там гэдрианы, здесь драконы), а заодно дизайнера мехов. Это не то чтобы плохо, а для незнакомых с классикой жанра и вовсе хорошо, только вот создатели «Планеты» так и не смогли прыгнуть выше головы, как это в своё время сделала студия Gainax в «Гуррен-Лаганне». То, что пятнадцать — двадцать лет назад вызывало падение челюсти и буйные приступы восторга, сейчас, увы, воспринимается лишь как «ну наконец-то смогли в нормальную фантастику».
И всё же на фоне современного потока рекламы незавершённых ранобэ и манги «Планета» выгодно выделяется тем, что является, во-первых, полностью законченным оригинальным произведением, во-вторых, научной фантастикой, а не маскирующимися под неё выползнями из жанров, предназначенных для услады инфантильных сарариманов. Хотелось бы, конечно, чтобы она ещё не неслась синкансэном от Кагосимы до Саппоро, но как говорится, и на том спасибо.