Рецензия на аниме «Скотт Пилигрим жмёт на газ» / Scott Pilgrim Takes Off (2023) — трейлеры, дата выхода
Торонто слезам не верит
Озвучим-ка состав реюниона, чтобы вы осознавали размах этой фансервисной махины. Брайан Ли О’Мэлли — создатель комиксов о Скотте Пилигриме и вечный спутник его медийных приключений — на правах шоураннера и сценариста. Эдгар Райт — режиссёр провалившейся в прокате, но впоследствии ставшей культовой экранизации комиксов О’Мэлли, — в должности продюсера (одного из многих). Практически весь актёрский состав фильма Райта — на озвучке. Anamanaguchi — музыкальный коллектив, написавший чиптюн-саундтрек к не менее многострадальной и не менее культовой, чем народно любимая киношка Райта, видеоигровой адаптации бумажного «Пилигрима», — заведуют звукорежиссурой. Спонсирует производство аниме-сериала Netflix, анимацией занимается студия Science SARU, которой некогда руководил мастер психоделического визуального экстаза Масааки Юаса.
Недурно, да?
Можно было ожидать мультик-феромон для ненасытных фанатов. Приятно осознавать, что ожидания в итоге разрушились у всех. Причём не только у поклонников пилигримианы, которым вместо пересказа знакомой истории дали нечто совершенно иное, более зрелое и рассудительное, но и у скептиков, считавших, что постмодернистским бедламом, вырастающим из другого постмодернистского бедлама, в наши дни никого не удивишь. Ещё как удивишь! Для саги о канадском раздолбае, противостоящем Лиге злых бывших своей новой горячей подружки, бедлам является ведущим нарративным и стилистическим инструментом.
Один из слоганов экранизации Райта — An epic of epic epicness — отлично описывает то, что вам предстоит увидеть в сериале от Netflix. Как и комикс-первоисточник, как и лента 2010-го, как и все прочие результаты интеллектуальной деятельности, составляющие франчайз «Скотт Пилигрим против Кошельков своих фэнов», мультсериал ставит себе, казалось бы, недостижимую цель — запихнуть культурный ДНК сразу нескольких поколений в ограниченное по продолжительности аудиовизуальное произведение. Многочисленные отсылки на видеоигры и кино, эстетика комиксов во всём, что зритель видит, и гранжевый выхлоп там, где нужно слышать. Игры с пространствами в пределах и за пределами приставки «мета» — не закончились — они только начинаются!
Ну а приметы времени, когда рисовался комикс О’Мэлли и снимался фильм Райта, претерпевают неизбежное обновление: теперь Рамона Флауэрс развозит по Торонто посылки с DVD-дисками не той прокатной компании, что прежде. И в сериале есть много других «не таких, как прежде» мелочей, двигающих до дыр затёртый сеттинг в новое русло. Как минимум навстречу новой повестке и обновлённым законам миропорядка, как максимум прочь от уже использованных сценариев и нравоучений. Вроде бы и хочется сказать, что теперь всё серьёзно и по-взрослому, но и не получится отрицать того, что инфантилизм в «Скотте Пилигриме» всё ещё правит бал и греет душу.
Первое, чем «Скотт Пилигрим жмёт на газ» удивит, так это тем, как первый же эпизод старательно воссоздаёт события комикса О’Мэлли и знаковые штришки из киноленты Райта. Но не успевает зритель сказать себе, мол, опять двадцать пять, как на экране случается нечто такое, что вообще никак не соотносится со всем, что вы видели в рамках пилигримианы. Приходит осознание: нам в кислотно-пиксельной обёртке и под звуки «перегруженной» электрогитары подсунули не просто прошитого, а совершенно другого Скотта Пилигрима.
Всё тот же магический реализм, помноженный на стёбную супергероику с добавлением сладчайшего гиковского сиропа, знакомые герои со знакомыми голосами, те же рисованные мордашки, что радовали посетителей американских магазинов комиксов в нулевые… Однако узнаваемые внешние характеристики не вяжутся с перелопаченным содержанием. «Скотт Пилигрим жмёт на газ» — это, как завещал «Монти Пайтон», Something Completely Different. Это драйвовая история (и мы не хотим её спойлерить даже на полшишечки), а точнее, набор историй, которые мечутся между детективом и фантастикой о путешествиях во времени, между ромкомом и производственной лентой о создании голливудского блокбастера, между аниме (коим мультсериал по факту и «по прописке» является) и чертами современного западного фансервисного мультфильма, в который, это заметно и ощущается, вбухано много сил и денег.
Так же, как аниме — не столько язык анимации, сколько один из множества её диалектов, и «Скотт Пилигрим жмёт на газ» — не столько покорный последователь старой идеи, сколько яркое и запоминающееся выражение идеи совсем иного порядка. Первоисточники культовых и заслуженно обожаемых произведений можно чествовать и почитать, можно почитывать, а порой даже нужно капитально перечитывать, перепрочитывать и перезагружать. Так вот, готовы поздравить и нас (кто успел сие великолепие заценить), и вас (кто ещё этого не сделал и пришёл в интернет читать рецензии в поисках ответа на вопрос «а стоят ли того плюс-минус четыре часа моей жизни?»). С чем именно поздравить? А с тем, что рефреш (очень справный и очень уместный) у старины Скотта Пилигрима не просто случился, а очень даже удался.
Редкий случай, когда задача качественного эстетического обслуживания угодила и стремлению больших шишек заработать деньжат на громком франчайзе, и желанию влюблённых в своё дело авторов замутить что-то классное. Что-то для зрителя, а не для совета директоров или надрессированной фокус-группы. Не факт, что высокое или «на все времена», но однозначно богоугодное и достойное.