Обзор игры Persona 3 Reload
Всё ещё Baby Baby Baby Baby!
Ультимативной версии Persona 3 не существует. И, скорее всего, не появится никогда.
Практически у каждого из многочисленных переизданий классической любимицы публики от студии Atlus есть что-то уникальное. Так Persona 3 FES появился объёмный эпилог The Answer и социальная связь для андройда Айгис. Persona 3 Portable добавила целую альтернативную версию сюжета с женским протагонистом, заменяющую изрядную часть побочных персонажей; значительно переработала боевую систему, позволив управлять напарниками напрямую (чтобы выкрик «Marin Karin!!!» не преследовал игроков в ночных кошмарах) и упростив механику дополнительного хода. Но при этом P3P отказалась и от эпилога, и от 3D-окружения вне башни «Тартар», так что социальная сторона игры перестала даже притворяться чем-то большим, чем обычная визуальная новелла.
В итоге ни одна из версий игры не давала полного опыта. И пусть со временем модеры умудрились портировать часть геймплейных нововведений P3P в FES, полной версии из этого так и не вышло. И Persona 3 Reload ситуацию тоже не изменит. В ней нет ни «Ответа», ни женского протагониста, но при этом и ремейком сугубо оригинала её не назвать. P3R не только построена на основе всех прошлых версий игры, но и, что не менее важно, учитывает опыт Persona 5.
В первую очередь это заметно в плане визуального стиля. Дизайнеры Atlus, оценив положительный отзыв игроков на оформление Persona 5, явно поставили себе целью сделать всё ещё краше, но при этом сохранить идентичность оригинальной P3. Им это, без сомнения, удалось. Обновлённый интерфейс отсылает к оригиналу и полностью передаёт меланхоличное настроение игры, но при этом в него можно залипать часами, наблюдая за переходами из одного меню в другое. Неудивительно, что над одним этим элементом игры работала отдельная немаленькая команда…
Но всё-таки куда более важно, что работники Atlus перенесли геймплейный опыт Persona 5 на сюжетные рельсы Persona 3.
В плане социальной жизни это касается маленьких удобств, типа возможности сразу увидеть доступные активности на общей карте мира и понять, какие социальные связи могут перейти на новый уровень развития, или расширенных функций телефона, регулярно оповещающего о подработках, свиданиях, и доступности Тартара для исследования. В итоге теперь заниматься бытовухой банально проще. И пусть социальные связи у протагониста и состоят наполовину из мудаков, говнюков, алкашей и культистов с проблемами пищеварительного тракта, которым вопреки здравому смыслу в разговорах надо сугубо потворствовать, оценить их полную озвучку (впервые в истории!) однозначно стоит. Тем более что среди второй половины знакомых протагониста игра радует одними из самых проникновенных историй в серии.
В плане же исследования башни «Тартар» и сражений с тенями Atlus нашли идеальный баланс между узнаваемостью и улучшениями, подарив нам, пожалуй, лучшую итерацию боевой системы в играх серии Persona.
Начнём с того, что сам Тартар похорошел. Теперь каждый блок этажей радикально отличается от своих соседей, так что исследовать местные процедурно генерируемые уровни не так скучно, как в прошлых версиях. И изменениям подвергся не только внешний вид, но и структура башни. Так, подземелье Монад, открывавшееся в оригинале по достижению вершины Тартара (а в FES ещё и требовавшее убийства сверхсильной тени Жнеца), теперь преимущественно открывает двери к себе на случайных этажах. И если в оригинале это был полноценный дополнительный данж, то теперь это просто короткие коридоры, в конце которых сидят особо сильные тени. Бесспорное улучшение, если что: нам ведь и без подвалов надо по огромной башне бегать.
Улучшилась и система прокачки. Мы всё ещё не можем брать с собой более четырёх напарников, а сидящие в запасе опыт не получают, но теперь по ходу исследования Тартара можно случайно наткнуться на Великие Часы, докидывающие опыта двум выбранным персонажам, чтобы после следующей битвы с их участием догнать протагониста по уровню. Правда в обмен на улучшение пошла под нож мотивация к ротации персонажей — система усталости, добавлявшая в прошлых версиях глубины построению отряда и требующая более досконального планирования посещений башни, чем «дойдём за раз до последнего доступного этажа».
Но самое большое улучшение коснулось непосредственно боевой системы. Да, во многом игроков встретит калька с Persona 5: действия, подвешенные под конкретные кнопки; возможность передачи хода другому персонажу после попадания по элементной слабости противника или критического удара; и, конечно, стильные анимации призывов персон. Но и здесь товарищи из Atlus нашли отличное место старому геймплейному элементу: Fusion Spells.
В оригинальной Persona 3 протагонист мог совмещать навыки отдельных пар персон для особо сильных атак и заклинаний. В P3 и FES для этого требовалось таскать парных персон с собой. В Portable это условие заменили на использование специальных предметов. Reload же представил новую итерацию механики под названием «Теургия». Теперь каждый из членов отряда SEES может использовать свою версию усиленных атак, игнорирующих сопротивления врагов, или особых бафов для всего отряда. Для протагониста — это часть тех самых совмещённых заклинаний, для которых теперь надо просто открыть конкретных персон, а не таскать их постоянно с собой. Для остальных же героев это индивидуальные способности, завязанные на их характерах. Более того, каждый персонаж по-своему ускоряет заполнение шкалы для использования теургии. Например, наш первый компаньон Юкари не хочет допустить вреда напарникам, потому её шкалу заполняют заклинания исцеления; у пса Коромару роль исполняют удары по слабостям врагов, потому что он хороший мальчик; у жаждущего признания Дзюмпея — критические атаки; а у не ставящего свою жизнь ни во что Арагаки — атаки при менее половины здоровья.
Все эти изменения фактически нивелируют самое слабое место оригинальной Persona 3 — однообразное исследование Тартара. Самая же сильная сторона игры — сюжет, дошёл до игроков практически без изменений. Новых и старых игроков встретит увлекательная история, делающая упор на планомерном развитии персонажей в сюжете, а не в побочных социальных связях, и куда более драматичная, чем её последователи. А ещё — в кои-то веки наделённая полным официальным переводом на русский.
Следует, правда, понимать, что локализация выполнена на основе английской версии. Но перевод явно делался людьми, которым есть дело до серии Persona, и его авторы старались сделать максимально качественный продукт с отличной художественной редактурой, пусть и допустившей несколько досадных ошибок, как например превращение «бейсбольных бит» в «летучих мышей». Но в целом русскоязычная версия большую часть времени радует.
Вернёмся, впрочем, к начальному тезису: ультимативной версии Persona 3 не существует. И пусть Persona 3 Reload вобрала в себя много элементов, введённых как в FES, так и в Portable, а потом добавила сверху прорву своих нововведений, она всё ещё не включает в себя всё, чего хотели бы фанаты. Но это безусловно лучшая версия Persona 3, идеально подходящая для первого знакомства с культовой классикой.