Рецензия на фильм «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» / Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem (2023) — трейлеры, дата выхода
Жалкие букашки
«Черепашки-ниндзя» — франчайз с почти сорокалетним стажем — просто обречены на то, что люди будут их доить, даже несмотря на отсутствие сосков. Время от времени персонажей и вселенную просто необходимо перезапускать, чтобы познакомить с ними новое поколение потребителей. Не все в курсе, что классический мультсериал 80-х, благодаря которому многие познакомились с боевыми пресмыкающимися, тоже является переосмыслением — куда более мрачной линейки комиксов.
Но время идёт, права на бренд переходят из рук в руки, и необходимо производить товар, дабы окупить вложенные средства. С начала двухтысячных «Черепахи», помимо комиксов, стабильно обзаводились различными адаптациями — мультсериалы, фильмы, видеоигры. Процесс необратимый и неумолимый как поражение от рук бессмертного Шреддера на пиратском картридже TMNT III: The Manhattan Project для «Денди». Теперь настал черёд небезызвестного комика Сета Рогена с подельниками запустить новую версию.
Новая итерация персонажей закономерно гораздо ближе к современной целевой аудитории, чем оригинальные или популярные предтечи. К примеру, если в кинофильме 2014 года герои были больше черепашками и ниндзя, то версия 2023 года настойчиво делает упор на то, что они мутанты и подростки. Причём подростки не на пороге совершеннолетия, а едва-едва вступающие в пубертат. Равнение на школьников помладше вряд ли порадует олдскульных фанатов, помнящих времена, когда Черепахи были зеленее, а Бибоп и Рокстеди — злее.
Акцент на тренды обязательно сказывается на характерах обитателей канализации. Из неизменного авторы оставили цветовую дифференциацию повязок, привычное вооружение и слабость к пицце. Из новшеств — усиленное равнение на Восток: мало того что они культурно апроприировали искусство ниндзюцу, так теперь угорают по манге и кей-попу. Стильно, модно, молодёжно — не то что этот старпёрский хип-хоп.
Но изменения характеров персонажей в некотором роде обусловлено сюжетом: в «Погроме» черепашки ещё не встали на стезю профессионального героизма, а лишь делают робкие шаги в деле избиения гопников и шпаны. С другой стороны, команда получилась весьма обезличенной: мотивы не прописаны, а поступки определяются не особенностями личности, а необходимостью активировать сценарную функцию. Леонардо включает лидера не потому, что он вождь этого маленького, но гордого племени, а потому что так нужно по сценарию. Донателло выдаёт план сражения не в силу выдающегося интеллекта, а потому что кто-то же должен. Майки и Раф на этом фоне и вовсе не блещут: один мечтает стать комиком, а другой типа сорвиголова, готовый первым вступить в драку. И это ещё не говоря об учителе Сплинтере, от которого тут только внешний вид.
После этой экспозиции можно обратить взгляд на весь мультфильм. Сама идея преподнести новому поколению старых героев, сделав их чуточку более современными, не так уж плоха. Всё дело в реализации. Даже спродюсированная Майклом Бэем дилогия хотя бы в первом фильме уловила дух безумного приключения, томления западного человека по загадочной восточной эстетике и непринуждённого веселья с разухабистым экшеном. «Погром мутантов» в этом плане даже не пытается ничего сделать — максимум стянуть визуальный стиль у «Человека-паука: Через вселенные». Мол, если у Sony комиксовая картинка заходит, то это сработает везде.
Знакомые с творчеством Сета Рогена могут представить, какого рода комедию ожидать от мультфильма. Детские переживания главных героев здесь соседствуют с сортирными шутками. Казалось бы, канализация — идеальное место для подобного юмора, но она-то как раз практически не используется в этом плане. Зато имеется радость фетишистов — фонтанирующая блевотиной чернокожая Эйприл О’Нил. Нет, это не фигура речи, в мультике действительно есть сцена с тошнотой, моментально вызывающая в памяти карусель из «Трудного ребёнка 2» или сеанс экзорцизма из «Очень страшного кино 2». Кто-нибудь ждёт от «Черепашек-ниндзя» блюющую Эйприл? Нет? А целующегося Сплинтера не хотите?
В итоге совершенно непонятно, на что авторы рассчитывали. «Черепашки-ниндзя» и раньше не были эталоном интеллектуального развлечения, но они хотя бы что-то предлагали взамен и брали общей абсурдностью. Теперь же азарт приключений и сражения с преступниками заменили на гормональные томления по «красотке» Эйприл и пубертатные переживания по отменённому выпускному. Такое экстравагантное видение не зашло совершенно никому (кроме критиков, разумеется), но несмотря на провал в прокате, «Погром мутантов» уже получил одобрение на сиквел и два сезона сериала. Лишь забастовка сценаристов спасает человечество от этого ужаса.
«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» проваливают свой потенциально интересный замысел под гнётом дурного вкуса, безмерной глупости и реализации по типу «И так сойдёт». И лучшей иллюстрацией впечатлений от его просмотра является сцена с блюющей Эйприл — такая вот постмодернистская ирония.