Рецензия на фильм «Без обид» / No Hard Feelings (2023) — трейлеры, дата выхода
Похабно, но не пошло
Такое вы уже видели в десятках ромкомов: корыстная чика в обмен на денежное вознаграждение пытается совратить ботана, что выливается в очень много юмора ниже пояса и чуть поменьше разговоров по душам, а в самом конце — поучительная сентенция для подрастающего поколения и титры под лёгкую попсовую песенку. А вот чего вы не видели, так это Дженнифер Лоуренс в низкопробном шлюшьем камуфляже, тверкающую Дженнифер Лоуренс и матерящуюся Дженнифер Лоуренс с «вареником» на выгуле.
Мы привыкли к актрисе, вооружённой если не луком со стрелами, то просто серьёзной миной. В фильмах отряда ромкомовых и семейства биттерсвитовых Лоуренс появляется редко: она оскароносно отыграла милую сумасшедшую в «Мой парень — псих» и изобразила нелюдимую девочку-учёного в «Не смотрите наверх». И ведь многие обратили внимание на «Без обид» от не шибко известного Джина Ступницки (снял «Хороших мальчиков» и участвовал в продакшене американского «Офиса») именно из-за Лоуренс — её имя не только выступило для ленты весомым коммерческим аргументом, но и спровоцировало массовое любопытство, ибо не каждый день нам доводится видеть артистку её уровня и типажа, строящую из себя не первой свежести провинциальную оторву. Актёрские вызовы — это мы любим.
И знаете что? В шкуре хабалки, которая постепенно разбирается в себе и становится на путь истинный, Лоуренс существует уверенно. Её персонаж в «Без обид» — это будто та самая хамоватая официантка, на которую вы бы при первой возможности пожаловались администратору. Прохожие не провожают взглядами её порхающее платье, а присвистывают вслед и одаривают пошлыми выкриками. Это та ещё стерва, которой плевать на всё, даже на золотое правило любого уважающего себя жителя курортного Монтока: будь сучкой когда угодно, но не в июне. Ведь с началом лета начинается и прибыльный для местных туристических сезон, а деньги 32-летней Мэдди ой как нужны. Рискуя потерять дом и потеряв машину, что перечёркивает доходы с «Убера», девушка вынуждена найти альтернативный способ заработка — до «панели» не дошло, однако функции ей предстоит выполнять плюс-минус схожие.
Мэдди поручено провести лето с 19-летним задротом Перси (Эндрю Барт Фельдман) и морально (а по возможности и физически) подготовить бесперспективного девственника к чудесам студенческой жизни. Забавный факт: богатого отца Перси играет Мэттью Бродерик, который невольно ассоциируется с культовым образом школьника Ферриса Бьюллера, с возрастом пересмотревшим жизненные ориентиры. Этим заход на территорию метакомедии не ограничивается, так как «Без обид» неприкрыто метит в преемники хьюзовских подростковых нетленок. С той лишь разницей, что проблематика у фильма Ступницки чуть повзрослее и повлажнее, чем у «Шестнадцати свечей» и «Клуба „Завтрак“».
«Без обид», как и наиболее удачные представители ныне отживающего своё жанра поучительно-развратной молодёжной комедии, использует тактику «шока и трепета» — атакует не только тестикулы, но и мозг. «Без обид» умнее и ласковее, чем вам покажется при первом прочтении синопсиса, за счёт чего картина уже нахватала хороших оценок от зарубежных критиков и собрала в мировом прокате почти два собственных бюджета.
Многие (читай конвейерные и ширпотребные) фильмы подобного толка вынуждают зрителя не познавать таинства эроса вместе с застенчивым героем, а прицельно бьют по конфузам дебютных отношений. Иными словами, заставляют тыкать пальцем в экран и смеяться над пикантными эпизодами вместо того, чтобы прикусывать губу от предвкушения и осмыслять происходящее мозгами, а не причинным местом. «Без обид» от такого вторсырья разительно отличается — сцен тихих, робких, чувственных и нежных в фильме хватает, равно как и разудалой похабщины, однако моменты уединения и доверительного общения героев из кожи вон не лезут, чтобы донести постулаты дел любовных и иже с ними. Там, где любой другой ромком кричит, фильм Ступницки выдерживает стилистический штиль, позволяя на удивление живым и многогранным персонажам, а заодно и зрителю, узнавать самое главное о себе и мире вокруг себя.
Лучшая форма наставничества — это когда учитель и ученик учат друг друга. А ещё говорят, что дружба — это любовь без секса. Выражение, признаться честно, спорное. А что бесспорно, так это то, что хороший ромком — кино с упором больше на «ром», чем на «ком». Кино, берущее в учёт не только смех и поцелуйчики, но также горечь разочарования и назидательные поражения на любовном фронте. В «Без обид» присутствует и то, и другое — в нужных пропорциях и без ненужного самодурства.
Такие фильмы особенно хорошо заходят после очень ублюдской рабочей недели, когда уставшему мозгу нужно срочно напомнить о том, что любая херня, если начать её решать, а не просто думать о её решении, обязательно решится. Ну а шишки, набитые по пути, не повод разворачиваться, а напоминание: всегда могло быть хуже, да и любовь — бабёнка с придурью. Так что без обид.