Рецензия на фильм «Оставь мир позади» / Leave the World Behind — трейлеры, дата выхода
Зумер-апокалипсис
Дано: семья — молодая душой, но успевшая пожить, повидать и нажить всякое (в том числе детей). В один прекрасный день глава семьи решает отправиться на выходные подальше от городской суеты и поближе к океанскому прибою, о чём сообщает мужу и ставит его перед фактом: домик заказан, деньги уплачены, отказаться не вариант.
Похватав спиногрызов, рафинированные дети асфальта катятся навстречу дикой природе с обязательным набором цивилизованных удобств. Однако отдых практически сразу идёт не по плану: связи нет, на пляж накупавшимся кашалотом выбрасывается нефтяной танкер, а дедушка Линкольн не разлагается на плесень и кленовый сироп. Вдобавок вечером в дверь стучится некий чернокожий гражданин с дочерью и утверждением, что он якобы является хозяином арендуемой собственности и в силу сложившихся обстоятельств вынужден потеснить постояльцев.
С этого момента атмосфера напряжённости растёт как на дрожжах: по словам новоприбывших, в мегаполисе случилась некая внештатная ситуация, обрубившая электричество и средства связи. Следом по телевидению пускают федеральное предупреждение о чрезвычайном положении. Отдыхающих настораживает необходимость делить крышу с незнакомцами, а сами хозяева ведут себя странно, утаивая от постояльцев якобы важную информацию.
Казалось бы, с такими исходными данными можно слепить форменную конфетку в камерной обёртке. И на первых порах фильм производит исключительно положительное впечатление: действие развивается неспешно, пропажа связи выглядит не трагедией, а банальной особенностью удалённого места, природа безлюдна и очаровательна. При таких раскладах невольно вспоминается недавний «Стук в дверь» М. Найта Шьямалана, где так же осторожно обрисовывалась суть происходящего.
С появлением на пляже корабля градус напряжения только растёт. Истинные причины происходящего всё так же скрыты в тумане недомолвок, а странно ведущие себя олени, оккупировавшие задний двор, дополняют парад безумия. Когда появляются хозяева, кажется, что последняя картинка пазла встала на место — и сейчас начнётся настоящее действо.
Но не тут-то было. Толково раскидав заманухи по ходу пьесы, автор будто забывает, что интерес надо поддерживать. Первые догадки о происходящем становятся рабочей версией, которой сюжет придерживается до конца. При этом сценарист постоянно развешивает на задниках «ружья Бондарчука», которые, по законам драматургии, обязательно должны выстрелить в третьем акте, но почему-то этого не делают, будто никто не придумал, как их обыграть.
И тут вырисовывается основная проблема картины. Будучи триллером, она грамотно нагнетает чувство тревоги, создавая предпосылки для чего-то большего. Но ажиотаж по мере раскрытия сюжета медленно испаряется. Вместо продуманной истории о нестандартной ситуации получается заготовка под эту самую историю — как будто из «Противостояния» Стивена Кинга взяли пару абзацев о выживших после пандемии и на основе этого сняли проходное кино.
Чисто теоретически можно предположить, что изначальной идеей сценария и лёгшего в его основу романа была демонстрация поведения обычных людей в нетривиальных обстоятельствах. Предпосылки к этому имеются. Другое дело, что этих самых обстоятельств в фильме практически нет — до действующих лиц доносятся лишь их отголоски, бледная тень того, что якобы происходит на самом деле.
В теории кажется, что это отличная идея — сыграть на контрасте, показав простых людей на фоне исторических событий. Примерно как бегущие по пляжу отдыхающие выглядят жалкими и ничтожными на фоне неумолимо надвигающейся стальной громады танкера. Только вот сцена с выброшенным на берег кораблём — это маленький эпизод в истории. Так же и злоключения героев — они мало что значат сами по себе, без контекста. А с этим в повествовании как раз беда — и открытый финал только подчёркивает неказистость сюжета.
В итоге саспенс испаряется на середине хронометража, оставляя после себя не самое интересное и продуманное действо. Интрига стремительно кукожится до отрицательных величин, равно как и количество добротных сцен (вроде пресловутого танкера). Из более-менее запоминающегося можно вспомнить только размусоливания на тему вялого гегемона, пошедшего по стопам трио гардемаринов и нажившего «такое множество врагов».
Не лишённый скудных достоинств, но активно блещущий недостатками фильм можно охарактеризовать одной фразой: «Самая дорогая реклама сериала „Друзья“». В этой ипостаси «Оставь мир позади» выступает лучше, чем фантастический триллер.