Рецензия на аниме «Звёздный десант: Предатель Марса» / Starship Troopers: Traitor of Mars (2017) — трейлеры, дата выхода
Во имя вечной славы пехоты!
Роберту Хайнлайну фантастически не везёт на экранизации. Есть какая-то странная ирония в том, что по книгам писателя, из-за которого в своё время Айзек Азимов и Артур Кларк договорились называть друг друга «лучший писатель-фантаст всех времён № 2», не снято ни одного фильма, хоть сколько-нибудь равноценного первоисточнику. Самый, наверное, яркий пример — одну из главных книг Грандмастера «Звёздный десант» каких-то двадцать с небольшим лет назад отсношал в хвост и в гриву голландский интеллектуал Пол Верховен, который, по собственному признанию, не осилил её даже наполовину. Безусловно, как антивоенная сатира фильм вышел более чем сносным (только догадались об этом не все и не сразу), но как экранизация романа он не выдерживает никакой критики. Справедливости ради надо отметить, что ещё раньше снять «Звёздный десант» попытался Тецуро Амино, но у него получился лишь незатейливый сёненчик, интересный сейчас разве что коллекционерам раритетов.
Хуже, чем Верховен, изуродовать оригинал смогли только его бездарные последователи: «Герой Федерации» и «Мародёр» отправились прямиком на видео, где и сгинули вместе с актёрской карьерой Каспера ван Дина. Потом были ещё анимационные «Хроники звёздного десанта», в которых вспомнили, что межпланетные войны не ведут с голой жопой и палками, вернув бронескафандры, но оставили верховеновских жуков… Что ж, в плане визуала эти твари определённо удались. В остальном «Хроники» были беззубым и унылым подростковым сериалом с вырвиглазной компьютерной графикой.
Ну и наконец, в 2012 году как свет в оконце явился «Звёздный десант: Вторжение» Синдзи Арамаки, который взял всё, что удалось Верховену (корабли, жуков, символику Федерации и силиконовые сиськи) и оставил за бортом неуместную сатиру, тактику пушечного мяса и внешность основной троицы персонажей. Но главное — во «Вторжение» завезли качественную картинку, нормальное вооружение мобильной пехоты и ещё больше отличных силиконовых сисек (ничего, что мы об этом два раза подряд?). Общего с первоисточником результат имел ещё меньше, чем у Верховена и Амино, звёзд с неба в плане сюжета не хватал, но по крайней мере поставлен был как нормальный военный боевик в жёстком НФ-антураже, а не как истерика либерала. Как вы понимаете, драка толпы бандерлогов и драка мужиков, упакованных в высокотехнологичные скафандры, в плане зрелищности вещи принципиально разные. Для справки: бандерлоги — это у Верховена, а крутые мужики в скафандрах — у Арамаки.
И вот в прошлом году мы дождались продолжения. Надо полагать, от «Предателя Марса», памятуя о первой части, никто и не ждал какой-либо сюжетной глубины. Главное, чтобы не вышло как с «Харлоком», редкий зритель которого не засыпал на середине сеанса. И Арамаки почти не подвёл.
Собственно, основных отличий от «Вторжения» у «Предателя Марса» ровно два. Первое заключается в том, что пять лет прошли не зря для тех, кто занимался созданием компьютерной графики. Детализация персонажей, техники и окружающего мира выросла на порядок. Взрывы выглядят так, словно перекочевали из какого-нибудь летнего голливудского блокбастера. Анимация движений героев заставляет предположить, что в полнометражке 2012 года за неё отвечали вёдра с болтами, подвешенные на верёвках. Но и без ложки дёгтя не обошлось — Арамаки зачем-то понадобилось вставить в вернувшиеся выпуски новостей Феднета настоящих актёров, участие которых, увы, сразу обнажает пропасть между даже очень хорошей анимацией и живым человеком.
Второе отличие — во «Вторжении» процесс массового истребления арахнидов шёл практически непрерывно, перемежаясь редкими сюжетными вставками. Разнообразие в него вносили то вылазки дрессированных жуков под руководством Карла Дженкинса, то удалой заезд генерала Рико на механизированной вундервафле. В «Предателе Марса» лежащей в основе сюжета детсадовской интриге уделяют непростительно много экранного времени, из-за чего основного блюда, а именно пострелушек по жукам достаётся уже не так много, как хотелось бы, и почти все они сводятся к суровому пресечению футуристическим оружием жучиных раш-атак. То есть никаких балетных изысков вроде тех, которыми баловала нас недавняя «Обитель зла: Вендетта». Но когда за Джонни Рико под симфоническую долбёжку несётся тысяча-другая жуков, а он их — раз! — и из автоматического пулемёта на скафандре! Два — и накрыл залпом из ракетницы! Три — ещё сотню-другую арахнидов снесло ракетами подоспевшей воздушной кавалерии… тут испытываешь какой-то прямо-таки детский восторг.
Другое дело, что никто так и не вспомнил, что в оригинале жуки были высокоразвитой технологической цивилизацией, использовавшей оружие и космические корабли. Здесь же, замени бронескафандры мобильной пехоты на доспехи Марк IV, получилась бы отличная экранизация вторжения флота-улья тиранидов из вселенной Warhammer 40,000. Честное слово, это стало бы гораздо лучшей приманкой для знакомства с ней, чем убогие «Ультрамарины». Вот только кто бы намекнул Арамаки, что помимо исковерканной классики научной фантастики существует вселенная, в которую всё, показанное во «Вторжении» и «Предателе Марса», вписалось бы без малейших проблем. Тем более что орёл Федерации и имперская аквила имеют много общего.
Подводя итог: в «Предателе Марса» снова нет ничего от Хайнлайна, Диззи Флорес опять баба, а жуки всё так же выглядят как орда тиранидов. Фильм — тупой и зрелищный НФ-боевик, и это тот самый редкий случай, когда больше от него ничего и не надо.