Рецензия на Телевизионное аниме Houseki no Kuni / «Страна самоцветов»
Жизнь в камне
«Страна самоцветов» — сериал странный. Заявление не ахти какое революционное, да. Большинству анимешников, знакомых с этим аниме хотя бы по синопсису, оно может показаться предельно очевидным и недостойным упоминания.
Однако самое странное в «Стране самоцветов» не то, что сериал рассказывает о повседневной жизни кучи блестящих человекоподобных существ неоднозначного пола. И не то, что выполнен он в богомерзком CG. И даже не то, что в одном из эпизодов героиню съедает и переваривает улитка, тем самым давая девушке (будем считать их девушками, ладно?) навык общения со всей улиточной расой.
Самое странное в «Стране самоцветов» — её крутость. В этом сериале собралось множество элементов, способных и в меньшем количестве загубить иное произведение — ну или хотя бы обеспечить тому очень узкий круг потенциальных фанатов. Объект этой рецензии же, вопреки всему, оказался не только хорош, но и заслуженно популярен. Ну не чудо ли?
Да нет, не чудо. Всего лишь очередное доказательство утверждения, что японцы могут снять интересное аниме на основе любой ахинеи — были бы желание, талант и возможности.
Что CG-аниме может выглядеть здорово, никто не сомневался уже давно — доказательства приводили и полнометражные фильмы, и игры. И только от телесериалов сотоварищи скрывали тайное знание за семью печатями, втихаря посмеиваясь над потугами экранизировать того же «Берсерка». А потом попытку разгадать секретную формулу предприняли авторы «Страны самоцветов», и случилось странное. Их сериал оказался не просто красив и зрелищен, их сериал оказался красивее и зрелищнее, чем если бы тот же контент попытались исполнить в 2D. Переливающиеся волосы девушек-драгоценностей, гибкость их движений, активность камеры во время экшена, сворованные у Т-1000 и прокачанные героиней способности по превращению своих рук во что угодно — передать всё это на том же уровне без какого-то баснословного бюджета не смогла бы даже Kyoto Animation. Осталось сделать всего ничего: объяснить работникам студии Orange, что CG-аниме следует выпускать даже не в 24, а хотя бы в 48 кадрах в секунду, и тогда они мгновенно станут главными революционерами на этом многообещающем (как выяснилось) поприще.
Но техническое исполнение ничего бы не дало, обрамляй оно скучную историю. И на первый взгляд кажется, что «Страна самоцветов» должна быть именно такой. Редкие экшен-сцены долгое время не несут с собой ощущения хоть какой-то опасности — враги атакуют вяло, а разбитых на мелкие осколки героинь без особых проблем склеивают уже в следующих сценах. Более-менее серьёзный сюжет тоже не спешит проклёвываться, и в итоге изрядную часть сериала можно без особых натяжек вписать во всеми «любимый» жанр «милые девочки страдают фигнёй».
Так почему же работает «Страна самоцветов»? Потому же, почему работают все лучшие сериалы о страдающих фигнёй девочках — благодаря харизматичным персонажам и химии между ними. Даже удивительно, что практически все действующие лица сериала умудряются вызывать симпатию, даром что мир его нам демонстрируют глазами Фос — неумехи, которую окружающие либо не ценят, либо избегают, либо недолюбливают. Никто бы не удивился, вызывай отношение остальных девчат к героине приступы неприязни со стороны зрителей, но авторам удалось избежать и этого, научив Фос принимать критику окружающих с восхитительной смесью из пофигизма, самоиронии, решимости, лени, отчаяния и позитива.
Вообще, если бы не Фос, то сериал провалился бы ещё по одной причине: «Страна самоцветов» постоянно обещает перейти к рассказу о войне между тремя расами, населяющими этот мир, и заняться раскрытием многочисленных тайн, наполняющих сеттинг, но так этого и не делает. По сути, весь сериал вышел прологом к настоящей истории, которую мы можем никогда не увидеть (возможность прочесть оригинал не в счёт). Заявленный стержень сериала на поверку оказывается иллюзией, рассыпающейся под пристальным взглядом зрителей… но под облетающей шелухой обнаруживается не пустота, а другой стержень, просто обладающий подозрительно женственными формами и собственным характером — Фос. Именно её физической и духовной эволюции авторы успешно посвятили весь сезон. И пускай наиболее мощный скачок в характере героини происходит куда резче, чем хотелось бы, в остальном её развитие подаётся очень интересно и логично.
Вот такое аниме «Страна самоцветов». CG-аниме, в котором CG кажется не дешёвым подспорьем, а единственно верным техническим решением. Произведение, рисующее полный загадок мир и намекающее на масштабные события, способные радикально изменить восприятие происходящего, но вместо этого тратящее практически весь хронометраж на историю взросления одной конкретной девочки. Сериал, который мог оступиться десятком разных способов, но в итоге успешно прошёл по натянутому над пропастью канату к застолью, куда пускают лишь лучших страдающих фигнёй девочек.
Он, быть может, не настолько хорош, чтобы войти в историю или занять первое место в сердцах большого количества анимешников, но остаться тёплым воспоминанием и пополнить список сериалов, заслуживающих продолжения, ему вполне по силам.